Наливные промышленные и декоративные полы и полимерные покрытия

Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04

Искусство, родом со стройки: русская мозаика

Техника «Русская мозаика» - техника мозаики в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще всего из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня, при этом пластинки очень тщательно подбираются по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита.

Ваза из малахита формы «Медичи», выполненная в технике «русской мозаики» в 1841-1842 годах на Екатеринбургской гранильной фабрике, Екатеренбург, Россия (в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже):

Фотография с сайта hermitagemuseum.org

Техника русской мозаики чем-то напоминает флорентийскую мозаику, но, в отличие от последней, она позволяет максимально выявить красоту камня. Русская мозаика отличается от схожей флорентийской мозаики еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Она находит широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.

Колонны из малахита и лазурита, выполненные в стиле русской мозаики в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге (1-я половина XIX века):

Фотография с сайта fr.wikipedia.org

Впервые в камнерезном искусстве технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской гранильной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров «Агатовых комнат» в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы).

В 1851 году, Россия приняла участие во Всемирной выставке в Лондоне. Среди прочих экспонатов камнерезного искусства была, конечно, и «русская мозаика». Особенно поразили лондонцев двери в русском павильоне. Одна из местных газет писала по этому поводу: «Переход от броши, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: люди отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью».

Малахитовые двери в малахитовой комнате в замке Чапультепек (Chapultepec), который с 1939 года стал Национальным историческим музеем, Мехико, Мексика:

Фотография с сайта fr.wikipedia.org

В камнерезной технике русской мозаики применяются следующие приемы:

  • Ленточный (струйчатый) узор — пластинки камня располагаются сплошной полосой и подбираются так, чтобы линии рисунка из одной пластинки плавно переходили в линии на другую. Узор должен непрерывно струиться.

  • Мягкий бархат — прием применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня.

  • Узор на две или на четыре стороны — для реализации этого приема нужно отпилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, опилив вторую пластинку и совместив ее с первой, можно получить симметричный рисунок на две стороны. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны. Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

Экспонат Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН (Москва, Россия) – столешница, выполненная приёмом «на две стороны», повторяющимся пять раз:

Фотография с сайта otzovik.com.

Вот как советский минералог и геохимик, академик (с 1919 года) Александр Евгеньевич Ферсман описывает технику русской мозаики в своей книге «Очерки по истории камня»: «Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе — все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня».

Малахитовый зал Эрмитажа - это, пожалуй, самое известное архитектурное создание из малахита. На его отделку пошло 25 пудов камня. Колонны зала, и особенно малахитовые камины, представляют собой удивительные примеры русской мозаики. Узор подобран настолько мастерски, что создается впечатление, будто камин вырезан из единого куска камня. Уникальный интерьер был создан в 1838-1839 годах по проекту архитектора А. П. Брюллова.

Фотография с сайта zen.yandex.ru.

Фотография с сайта stonecarvers.ru.

Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором - применялась в камнерезном искусстве при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями.

Ваза из лазурита, выполненная техникой «русская мозаика» в 1852 году на Императорской Петергофской гранильной фабрике, Петергоф, Россия (в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже):

Фотография с сайта hermitagemuseum.org.

Один из шедевров мозаичного камнерезного искусства России – мозаичная «Карта индустриализации СССР» колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов (всего было использовано около 50 000 кусочков различных камней) в технике русской (территория зарубежных стран и акватория) и флорентийской мозаики (территория СССР), находящаяся в настоящее время в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее на Васильевском острове в Санкт-Петербурге (до 1987 года панно экспонировалось в Государственном Эрмитаже). Площадь панно мозаичной карты составляет 26,6 м2 (5910 х 4500 мм), масштаб 1: 1 500 000. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга в 1937 году (в дальнейшем она «поправлялась» в связи с изменениями границ ССР), около 700 камнерезов работали над ней день и ночь на протяжении 11-ти месяцев. В том же 37-м году карта получила гран-при на Всемирной выставке в Париже, затем золотую медаль в Нью-Йорке.

Фотография с сайта o001oo.ru.

Столешница стола из чароита, выполненная по технологии русской мозаики современными специалистами из компании «Гранд Сувенир» из Челябинска:

Фотография с сайта grandsouvenir.com.


В статье использована информация с сайта stonecarvers.ru.

Все фотографии, размещенные на данном сайте, являются фотографиями работ, выполненных Группой компаний "Ярус"

Убедительная просьба соблюдать авторские права и не копировать эксклюзивные фотографии без разрешения владельца сайта либо без ссылок на сайт

ОТЗЫВЫ:

НОВОСТИ:

Новые статьи
На странице Статьи нашего сайта предлагаем ознакомиться со статьями "Искусство, родом со стройки: инсталляции и скульптуры из листового стекла. Часть 3., Часть 4, Часть 5"...

Акция!
К Дню российской полиграфии ГК "Ярус" до 10 июня 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство полимерных наливных полов и бетонных полов с топпингом для предприятий и организаций, связанных с полиграфической промышленностью...

Акция!
К Международному дню культуры ГК "Ярус" до 10 июня 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство наливных полов и бетонных полов с топпингом для организаций, связанных с данным видом деятельности....

Новые статьи
На странице Статьи нашего сайта предлагаем ознакомиться со статьями "Морозостойкие бетоны", "Грунтробетоны" и "Грунтоцементные армированные конструкции"...

Акция!
К Дню авиации и космонавтики ГК "Ярус" до 30 мая 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство полимерных наливных полов и бетонных полов с топпингом для организаций, связанных с данной сферой деятельности...


  © 2002—2023 Наливные полы ГК «Ярус»
Все права защищены
 
Адрес: 125009, г. Москва, Архангельский переулок, д. 9, офис 6
Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04
E-mail: gk.yarus@yandex.ru