1. Сахалинский тоннель.
Сахалинский тоннель - незавершённый проект подводного тоннельного перехода через пролив Невельского от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине, одна из строек ГУЛАГа МВД СССР и МПС СССР.
Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929-1930 годах. В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил И. В. Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне (секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года) было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, в 1952 году также передано в ведение МВД).
Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели в основном освобождённые заключённые ГУЛАГа. По согласованию с прокуратурой СССР, по разрешению Совмина, МВД освободил из исправительно-трудовых лагерей и колоний до 8 тысяч человек, направив их на МПС до завершения срока заключения. К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла уже более 27 000 человек.
После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых работы по всему проекту были свёрнуты. В архивных материалах того времени был обнаружен секретный проект постановления Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года» № 149 от 21 марта 1953 года, согласно которому строительство целого ряда масштабных проектов, предусмотренных ранее, было прекращено, в том числе и строительство «тоннельного перехода под Татарским проливом», так как их строительство «не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства».

Изображение с сайта kudago.com.
2. Главный Туркменский канал.
Главный Туркменский канал - незавершённый широкомасштабный проект обводнения и мелиорации Туркменской ССР. Одна из «Великих строек коммунизма». Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска (Каспийское море) по древнему высохшему руслу Узбоя для развития хлопководства, освоения новых земель в Каракалпакии и в Каракумах, а также для судоходства от Волги до Амударьи.
Длина проектируемого канала составляла около 1200 километров, ширина - не менее 100 метров, глубина – 6-7 метров. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяжённостью 10 000 километров, около 2000 водоёмов, три ГЭС.
Строительство началось согласно постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 11 сентября 1950 года. В 1954 году оно было прекращено в пользу менее амбициозного проекта чисто оросительного Каракумского канала, пролегшего по южным районам Туркмении.

Изображение с сайта dzen.ru.
3. Трансполярная магистраль.
Трансполярная магистраль - проект железной дороги от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки. Как правило, в трансполярную магистраль включают города Мурманск и Архангельск в качестве крайних западных пунктов маршрута. Дорога не была закончена, построенные участки были соединены с железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу.
В 1947-1953 годах Главным управлением лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР строился участок железнодорожного пути «Чум - Салехард - Коротчаево - Игарка». По плану железная дорога должна была пересечь примерно на широте Северного полярного круга реки Обь, Надым, Пур, Таз и Енисей, достигнув общей протяжённости около 1480 километров. К 1953 году была построена большая часть магистрали: 911 километров, из которых около 700 километров находились в рабочем состоянии. Однако после смерти Сталина в марте 1953 года правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги. В настоящее время большая часть дороги находится в разрушенном состоянии.

Изображение с сайта ru.wikipedia.org.
Заброшенный участок железной дороги:

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.
4. Поворот сибирских рек.
Поворот сибирских рек (переброска части стока северных и сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию) - неосуществлённый советский проект, направленный на обеспечение водой засушливых регионов страны. Один из самых грандиозных неосуществлённых инженерных и строительных проектов XX века. Однако 14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы. В принятии такого решения сыграли роль многочисленные публикации в перестроечной прессе, авторы которых высказывались против проекта и утверждали, что он катастрофичен с экологической точки зрения.
Основная цель проекта состояла в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби, Тобола, Ишима и других) в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде. Проект был разработан Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз). Готовилось грандиозное строительство системы каналов и водохранилищ, которые позволили бы перебросить воду рек северной части Западно-Сибирской равнины в Аральское море.
Задачами проекта являлись:
Над проектом работали около 20 лет более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии наук СССР), 32 союзных министерства и 9 министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований и 10 альбомов карт и чертежей. Руководство разработкой проекта осуществлял его официальный заказчик - Минводхоз.
Все фотографии, размещенные на данном сайте, являются фотографиями работ, выполненных Группой компаний "Ярус"
Убедительная просьба соблюдать авторские права и не копировать эксклюзивные фотографии без разрешения владельца сайта либо без ссылок на сайт| © 2002—2025 Наливные полы ГК «Ярус» Все права защищены |
Адрес: 125009, г. Москва, Архангельский переулок, д. 9, офис 6 Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04 E-mail: gk.yarus@yandex.ru |