Византийская мозаика является преемницей и наследницей римской (древнеримской) мозаики. Какое-то время (на протяжении III – IV веков) они, даже, существовали параллельно. Но были между ними и существенные отличия, которые мы постарались свести в таблицу 1.
Таблица 1.
Параметры | Римская мозаика | Византийская мозаика |
Области применения |
Для декора стен и полов помещений в публичных зданиях (например, в банях) и частных особняках. |
Основные объекты оформления - христианские соборы, храмы, усыпальницы монархов и святых. |
Основные персонажи и сюжеты |
Совершенно различные: мифологические, исторические, бытовые. |
Библейские и евангельские. |
Основные материалы |
Кусочки смальты* и/или мелкого натурального камня. |
Кусочки смальты с различным наполнением. |
Особенности формирования панно мозаики |
Отдельные элементы (арабеска, узор, фигуры) выполняются из материала с более мелкой фракцией. |
Стиль выкладки отдельных элементов – метод прямого набора. Каждый элемент подбирается персонально к своему месту по форме, цвету и размеру. |
Цветовое решение |
Светлый фон. Его, как правило, хаотично выкладывали из однородных элементов/камней. |
Применение золотого (в основном) и серебряного заднего плана. |
Установка элементов (кусочков) мозаики |
Параллельная поверхности нанесения. |
Часто элементы (кусочки) устанавливали под наклоном, вследствие чего, при взгляде на панно, создается ощущение игры света на поверхности и искристого мерцания фона |
Количество цветов |
В византийской мозаике бóльшее разнообразие цветовых решений (так как появилась возможность изготавливать смальту не только определенного цвета, но и его оттенки и полутона) и активно использовались яркие цвета (синий, зелёный, красный и белый), по сравнению с римской мозаикой. |
|
Усиление цветового контраста за счет контуров фигур. |
Отличительная черта византийской мозаики - четкий контур у каждого персонажа и объекта. Для этого применялся прием оконтуривания - когда маленькими кубиками прокладывалось одна или две тонких линии вдоль границ объекта и фона. Данный прием не применялся в римской мозаике. |
*Смальта - цветное непрозрачное (глушёное) стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов (окислов) металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.
Мозаичное искусство интенсивно развивалось в Византии и испытало расцвет в VI - VII веках (его «золотой век») и в период после окончания иконоборчества (религиозно-политического движения в Византии, направленного против почитания икон) - в IX - XV веках, особенно в периоды «македонского возрождения» (периода правления Македонской династии Византийской империи в 867 – 1056 годах), и «палеологовского ренессанса» (периода в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, совпадающий со временем правления династии Палеологов).
Мозаика «Христос Пантократор» из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, (базилика, βασιλική, в переводе с греческого языка «дом базилевса, царский дом» - тип строения прямоугольного плана), конец V - начало VI веков, в Равенне, Италия:
Фотография с сайта ru.wikipedia.org.
В полутёмных интерьерах раннехристианских храмов светосила фресок оказывалась недостаточной и росписи постепенно уступали место мозаикам. Ни одна из техник живописи: темперная, акварельная и даже масляная, а тем более фреска, не могут дать такой насыщенности цвета, какое даёт цветное стекло.
Мозаика «Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом», созданная в правление императора Льва VI в 886 – 912 годах, Собор «Святой Софии - Премудрости Божией», Стамбул (Константинополь):
Фотография с сайта ru.wikipedia.org.
Развитие стеклоделия в Сирии и Византии способствовало совершенствованию искусства мозаики из смальты. Ближний Восток и восточное побережье Средиземного моря, эллинистический Египет (первые мозаики из смальты появились в Александрии Египетской еще в III - II веках до н. э.) - место возникновения и интенсивного развития технологии стекла. Преобладание синего и тёмно-зелёного цвета на первых этапах развития стеклоделия объясняется примесями окислов железа в песке (основном компоненте стекла) и добавками окислов меди (руды, которую привозили с Синайского полуострова). Примеси ртути, окислов железа, цинка и меди в разных пропорциях придавали стеклу различные оттенки. Олово давало непрозрачность и, следовательно, усиливало отражающую способность и насыщенность цвета.
Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде (апсида - примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом - конхой или сомкнутым полусводом), ориентировочно IX век, Собор «Святой Софии - Премудрости Божией», Стамбул (Константинополь):
Фотография с сайта ru.wikipedia.org.
Для подчеркивания святости участников библейского события зачастую применялась смальта с добавлением золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял показать особое значение происходящих на мозаичном полотне событий.
Мозаичное убранство базилики Сан-Витале в Равенне, Италия, созданное в 546 - 547 годы:
Фотография с сайта ru.wikipedia.org.
Наиболее распространенными формами штучных элементов смальты (их еще называли тессеры) являлись: кубическая (использовалась чаще всего), прямоугольная, треугольная, фрагмент зигзага, многогранная.
Мозаичное украшение капители (капитель - венчающая часть колонны или пилястры) базилики Сан-Витале в Равенне, Италия, 546 - 547 годы:
Фотография с сайта ru.wikipedia.org.
Для усиления отражающей способности византийцы придумали подкладывать под тессеры (кубики) прозрачного стекла с оборотной стороны золотую фольгу. Так появились знаменитые «золотофонные» византийские мозаики.
Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлина́ре-ин-Кла́ссе в районе Классе (бывший порт Классис) в Равенне, Италия, VI век:
Фотография с сайта ru.wikipedia.org.
Мозаика «Благовещение» на алтарных столбах Собора Святой Софии, Киев, Украина, XI век:
Фотография с сайта ru.wikipedia.org.
В статье использована информация с сайтов yaplitka.ru и ru.wikipedia.org.
Все фотографии, размещенные на данном сайте, являются фотографиями работ, выполненных Группой компаний "Ярус"
Убедительная просьба соблюдать авторские права и не копировать эксклюзивные фотографии без разрешения владельца сайта либо без ссылок на сайт© 2002—2023 Наливные полы ГК «Ярус» Все права защищены |
Адрес: 125009, г. Москва, Архангельский переулок, д. 9, офис 6 Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04 E-mail: gk.yarus@yandex.ru |