Наливные промышленные и декоративные полы и полимерные покрытия

Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04

Искусство, родом со стройки: византийская мозаика

Византийская мозаика является преемницей и наследницей римской (древнеримской) мозаики. Какое-то время (на протяжении III – IV веков) они, даже, существовали параллельно. Но были между ними и существенные отличия, которые мы постарались свести в таблицу 1.

Таблица 1.

Параметры Римская мозаика Византийская мозаика

Области применения

Для декора стен и полов помещений в публичных зданиях (например, в банях) и частных особняках.

Основные объекты оформления - христианские соборы, храмы, усыпальницы монархов и святых.

Основные персонажи и сюжеты

Совершенно различные: мифологические, исторические, бытовые.

Библейские и евангельские.

Основные материалы

Кусочки смальты* и/или мелкого натурального камня.

Кусочки смальты с различным наполнением.

Особенности формирования панно мозаики

Отдельные элементы (арабеска, узор, фигуры) выполняются из материала с более мелкой фракцией.

Стиль выкладки отдельных элементов – метод прямого набора. Каждый элемент подбирается персонально к своему месту по форме, цвету и размеру.

Цветовое решение

Светлый фон. Его, как правило, хаотично выкладывали из однородных элементов/камней.

Применение золотого (в основном) и серебряного заднего плана.

Установка элементов (кусочков) мозаики

Параллельная поверхности нанесения.

Часто элементы (кусочки) устанавливали под наклоном, вследствие чего, при взгляде на панно, создается ощущение игры света на поверхности и искристого мерцания фона

Количество цветов

В византийской мозаике бóльшее разнообразие цветовых решений (так как появилась возможность изготавливать смальту не только определенного цвета, но и его оттенки и полутона) и активно использовались яркие цвета (синий, зелёный, красный и белый), по сравнению с римской мозаикой.

Усиление цветового контраста за счет контуров фигур.

Отличительная черта византийской мозаики - четкий контур у каждого персонажа и объекта. Для этого применялся прием оконтуривания - когда маленькими кубиками прокладывалось одна или две тонких линии вдоль границ объекта и фона. Данный прием не применялся в римской мозаике.

*Смальта - цветное непрозрачное (глушёное) стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов (окислов) металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

Мозаичное искусство интенсивно развивалось в Византии и испытало расцвет в VI - VII веках (его «золотой век») и в период после окончания иконоборчества (религиозно-политического движения в Византии, направленного против почитания икон) - в IX - XV веках, особенно в периоды «македонского возрождения» (периода правления Македонской династии Византийской империи в 867 – 1056 годах), и «палеологовского ренессанса» (периода в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, совпадающий со временем правления династии Палеологов).

Мозаика «Христос Пантократор» из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, (базилика, βασιλική, в переводе с греческого языка «дом базилевса, царский дом» - тип строения прямоугольного плана), конец V - начало VI веков, в Равенне, Италия:

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.

В полутёмных интерьерах раннехристианских храмов светосила фресок оказывалась недостаточной и росписи постепенно уступали место мозаикам. Ни одна из техник живописи: темперная, акварельная и даже масляная, а тем более фреска, не могут дать такой насыщенности цвета, какое даёт цветное стекло.

Мозаика «Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом», созданная в правление императора Льва VI в 886 – 912 годах, Собор «Святой Софии - Премудрости Божией», Стамбул (Константинополь):

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.

Развитие стеклоделия в Сирии и Византии способствовало совершенствованию искусства мозаики из смальты. Ближний Восток и восточное побережье Средиземного моря, эллинистический Египет (первые мозаики из смальты появились в Александрии Египетской еще в III - II веках до н. э.) - место возникновения и интенсивного развития технологии стекла. Преобладание синего и тёмно-зелёного цвета на первых этапах развития стеклоделия объясняется примесями окислов железа в песке (основном компоненте стекла) и добавками окислов меди (руды, которую привозили с Синайского полуострова). Примеси ртути, окислов железа, цинка и меди в разных пропорциях придавали стеклу различные оттенки. Олово давало непрозрачность и, следовательно, усиливало отражающую способность и насыщенность цвета.

Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде (апсида - примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом - конхой или сомкнутым полусводом), ориентировочно IX век, Собор «Святой Софии - Премудрости Божией», Стамбул (Константинополь):

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.

Для подчеркивания святости участников библейского события зачастую применялась смальта с добавлением золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял показать особое значение происходящих на мозаичном полотне событий.

Мозаичное убранство базилики Сан-Витале в Равенне, Италия, созданное в 546 - 547 годы:

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.

Наиболее распространенными формами штучных элементов смальты (их еще называли тессеры) являлись: кубическая (использовалась чаще всего), прямоугольная, треугольная, фрагмент зигзага, многогранная.

Мозаичное украшение капители (капитель - венчающая часть колонны или пилястры) базилики Сан-Витале в Равенне, Италия, 546 - 547 годы:

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.

Для усиления отражающей способности византийцы придумали подкладывать под тессеры (кубики) прозрачного стекла с оборотной стороны золотую фольгу. Так появились знаменитые «золотофонные» византийские мозаики.

Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлина́ре-ин-Кла́ссе в районе Классе (бывший порт Классис) в Равенне, Италия, VI век:

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.

Основными этапами технологии изготовления византийских мозаик являлись:

  • Выполнение эскиза будущего полотна. Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно.

  • Параллельно шло изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3-4 оттенков смальты для постепенного перехода колера.

  • Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность. Мастера использовали так называемый метод прямого набора, при котором элементы укладываются оборотной стороной на основу плотно в ряд последовательно друг за другом.

Мозаика «Благовещение» на алтарных столбах Собора Святой Софии, Киев, Украина, XI век:

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.


В статье использована информация с сайтов yaplitka.ru и ru.wikipedia.org.

Все фотографии, размещенные на данном сайте, являются фотографиями работ, выполненных Группой компаний "Ярус"

Убедительная просьба соблюдать авторские права и не копировать эксклюзивные фотографии без разрешения владельца сайта либо без ссылок на сайт

ОТЗЫВЫ:

НОВОСТИ:

Новые статьи
На странице Статьи предлагаем ознакомиться со статьями "Полимерные наливные полы в аккумуляторных", "Метилметакрилатные материалы для обустройства полимерных наливных полов и температурный режим" и "Осторожно - обман! - 91" (о недобросовестной конкуренции в сфере обустройства полимерных наливных полов)...

Акция!
К Международному дню ветеринарного врача ГК "Ярус" до 10 июня 2024г предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство наливных полов в ветеринарных учреждениях...

Новые статьи
На странице Статьи нашего сайта предлагаем ознакомиться со статьями "Искусство, родом со стройки: инсталляции и скульптуры из листового стекла. Часть 3., Часть 4, Часть 5"...

Акция!
К Дню российской полиграфии ГК "Ярус" до 10 июня 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство полимерных наливных полов и бетонных полов с топпингом для предприятий и организаций, связанных с полиграфической промышленностью...

Акция!
К Международному дню культуры ГК "Ярус" до 10 июня 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство наливных полов и бетонных полов с топпингом для организаций, связанных с данным видом деятельности....


  © 2002—2023 Наливные полы ГК «Ярус»
Все права защищены
 
Адрес: 125009, г. Москва, Архангельский переулок, д. 9, офис 6
Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04
E-mail: gk.yarus@yandex.ru