Наливные промышленные и декоративные полы и полимерные покрытия

Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04

Искусство, родом со стройки: флорентийская мозаика

Флорентийская мозаика (известна еще под именем Pietra Dura, что в переводе с итальянского языка означает "поделочный камень") - мозаика из цветных полудрагоценных камней разных форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна. Эта техника камнерезного искусства, используется для изготовления стеновых (вмонтированных в стену) и настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек, а также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина». Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».

Истоки флорентийской мозаики находятся в технике штучной мозаики под названием opus sectile античного (в первую очередь древнеримского) периода, когда для создания мозаичного панно использовались различные по величине и форме пластинки камня, в первую очередь мрамора. В эпоху Возрождения, эпоху, которая обратила внимание на классическое греко-римское наследие, эта мозаичная техника была возобновлена, в первую очередь в итальянских городах Флоренция и Милан, для изготовления декоративных произведений искусства. Хотя надо отметить, что уже XII–XIII веках в Риме появился стиль декоративного мощения полов и отделки различных элементов церковного убранства геометрическими орнаментами из цветного камня под названием Косматеско (Cosmatesco) совершенно похожий на мозаичную технику opus sectile.

Пол в стиле Косматеско в нефах (неф - вытянутое помещение, обычно в зданиях типа базилики, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов) и апсиде (апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, увеличивающий пространство помещения и перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом) в базилике Санти-Куаттро-Коронати, Рим, Италия, XII век:

Фотография с сайта ru.wikipedia.org.

История собственно Флорентийской мозаики связана с одним из благородных итальянских семейств эпохи Возрождения - Медичи, которые всегда покровительствовали камнерезному искусству и собирали различные коллекции из них. В частности, Лоренцо Ил Магнифико и его предшественники собрали и реставрировали камеи, камни и вазы времен Древней Греции и Рима. Позднее, сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, решил основать мастерскую, изделия которой смогли бы конкурировать с классическими произведениями искусства древних мастеров. В конце XVI века во Флоренцию были приглашены умельцы из Милана, где изготовление предметов камнерезного искусства было очень популярным. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению камнерезных изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера камнерезы из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности. Со временем, мастерские флорентийский мозаики, в основном основанные флорентийскими и миланскими умельцами, появляются и в других итальянских городах и странах; наиболее известные из них были в Неаполе, Праге, Мадриде и Париже.

Портрет папы Климента VIII выполненный в стиле флорентийской мозаики, 1600-1601 года, автор Якопо Лигоцци (в настоящее время находится в музее J. Paul Getty Museum в Лос-Анжелесе, штат Калифорния, США):

Фотография с сайта getty.edu.

Флорентийская мозаика алтаря (выполнена в 1667-1669 гг), церкви Санта-Корона, Венето, Италия:

Фотография с сайта flickr.com.

Флорентийская мозаика алтаря Кафедрального собора Вознесения Девы Марии в Дубровнике, Хорватия (собор построен в 1671-1689 гг):

Фотография с сайта commons.wikimedia.org.

В 1736 году король Неаполя Карл VII (в дальнейшем – испанский король Карл III) основал «Королевскую лабораторию твердых камней Неаполя» (Real Laboratorio de Piedras Duras de Nápoles) по производству изделий флорентийской мозаики со своей особой неаполитанской школой, которая отличалась от флорентийской тем, что ее мастера использовали менее дорогие материалы, предпочитая мрамор. Уже будучи испанским королем он, в 1759 году, основал «Королевскую лабораторию мозаики и твердых камней Buen Retiro» (Real Laboratorio de Mosaicos y Piedras Duras del Buen Retiro), в которой работали приглашенные итальянские мастера. Это был последний «всплеск» интереса к данному виду искусства – к концу XIX века он вышел из моды, хотя и продолжил свое существование вплоть до наших дней.

Флорентийская мозаика «Гуманитарные науки», автор - Джузеппе Жоччи (Giuseppe Zocchi), выполнена в 1776 – 1780 гг, (находится в Музее флорентийской мозаики во Флоренции, Италия):

Фотография с сайта museumsinflorence.com.

Плакетка из флорентийской мозаики "Пейзаж с замком", украшение шкафа, Флоренция, Италия, конец XVIII века (находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге):

Фотография с сайта ivmk.net.

Стол со столешницей из флорентийской мозаики «Аполлон и Музы», автор – Эдуардо Макуитти, 1873 год, Флоренция (находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге):

Фотография с сайта hermitagemuseum.org.

В настоящее время во Флоренции, Италия, существует единственный в мире Музей флорентийской мозаики - Opificio delle Pietre Dure:

Фотография с сайта tripadvisor.ru.

Фотография с сайта liorasun55.livejournal.com.

В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Первым российским центром по производству флорентийской мозаики стала Петергофская гранильная фабрика - старейшая русская казённая фабрика художественной обработки цветного камня, основанная в 1721 году. Русские мастера камнерезы быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX веке составили конкуренцию итальянским художникам-камнерезам. Помимо Петергофской фабрики, основными центрами флорентийской мозаики в России стали Екатеринбургская фабрика и Колыванский камнерезный завод на Алтае.

Панно из флорентийской мозаики «Арабески» шкафа-купе, выполнено мастерами Императорской Петергофской гранильной фабрикой, Петергоф, Россия, в 1887-1888 годах (шкаф-купе находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге):

Фотография с сайта hermitagemuseum.org.

Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время - ею украшались потолки и стены метрополитена и многие общественные здания. Размеры произведений камнерезного искусства в этой технике в иных случаях достигали сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальность, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются изящество вкуса, умелый подбор камня, оригинальное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов, гармония линий и цвета, тщательность исполнения.

Флорентийская мозаика на стенах станции метро «Чеховская» в Москве, 1987 год (авторы Петр и Людмила Шорчевы, художник-исполнитель - Алексей Загорский; при создании мозаик использовалось более 17 видов цветных камней):

Фотографии с сайта berlogos.ru.

Флорентийская мозаика на стене станции метро «Сибирская» в Новосибирске (художники Георгий и Ольга Алексеевы) 1988 год:

Фотография с сайта сибнаследие.рф.

Флорентийская мозаика стен станции метро «Достоевская» в Москве, художник И. Николаев, 2010 год:

Фотография с сайта zen.yandex.ru.

Флорентийская мозаика стен станции метро «Достоевская» в Москве, художник И. Николаев, 2010 год:

Фотография с сайта zen.yandex.ru.

Флорентийская мозаика в алтарной части Храма святой великомученницы Екатерины, Ростов-на-Дону, 2013-2014 года (работа выполнена творческой мастерской «Флорентийская мозаика» из Краснодара, Россия):

Фотография с сайта fl-mozaika.ru.


В статье использована информация с сайта stonecarvers.ru.

Все фотографии, размещенные на данном сайте, являются фотографиями работ, выполненных Группой компаний "Ярус"

Убедительная просьба соблюдать авторские права и не копировать эксклюзивные фотографии без разрешения владельца сайта либо без ссылок на сайт

ОТЗЫВЫ:

НОВОСТИ:

Новые статьи
На странице Статьи предлагаем ознакомиться со статьями "Полимерные наливные полы в аккумуляторных", "Метилметакрилатные материалы для обустройства полимерных наливных полов и температурный режим" и "Осторожно - обман! - 91" (о недобросовестной конкуренции в сфере обустройства полимерных наливных полов)...

Акция!
К Международному дню ветеринарного врача ГК "Ярус" до 10 июня 2024г предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство наливных полов в ветеринарных учреждениях...

Новые статьи
На странице Статьи нашего сайта предлагаем ознакомиться со статьями "Искусство, родом со стройки: инсталляции и скульптуры из листового стекла. Часть 3., Часть 4, Часть 5"...

Акция!
К Дню российской полиграфии ГК "Ярус" до 10 июня 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство полимерных наливных полов и бетонных полов с топпингом для предприятий и организаций, связанных с полиграфической промышленностью...

Акция!
К Международному дню культуры ГК "Ярус" до 10 июня 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство наливных полов и бетонных полов с топпингом для организаций, связанных с данным видом деятельности....


  © 2002—2023 Наливные полы ГК «Ярус»
Все права защищены
 
Адрес: 125009, г. Москва, Архангельский переулок, д. 9, офис 6
Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04
E-mail: gk.yarus@yandex.ru