Наливные промышленные и декоративные полы и полимерные покрытия

Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04

Искусство, родом со стройки: инсталляции из санфаянса. Часть 1.

1. Инсталляция «Америка» Маурицио Кателлана – самый известный в мире золотой унитаз.

Фотография с сайта artguide.com.

Инсталляция «Америка», сделанная итальянским художником-концептуалистом Маурицио Каттеланом впервые была выставлена в 2016 году в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США. Инсталляцию оплатил аноним, ее стоимость не разглашается. Это пример сатирического партиципаторного искусства - полностью функционирующий унитаз, точная копия унитаза американской фирмы Kohler, сделанный из 18- каратного цельного золота. Год спустя скандальный экспонат снова попал в заголовки газет, когда администрация президента США Дональда Трампа отправила Музею Гуггенхайма просьбу одолжить картину Винсента Ван Гога 1888 года «Пейзаж со снегом» для временного экспонирования в Белом Доме. В своем ответе администрации куратор Нэнси Спектор сообщила о готовности музея предоставить в долгосрочную аренду золотой унитаз авторства Маурицио Каттелана, а также выразила готовность снабдить дорогостоящий предмет детальными инструкциями по использованию. Он был украден в 2019 году из Бленхеймского дворца, где был выставлен на временное пользование из постоянной коллекции Музея Гуггенхайма. После ограбления Бленхеймский дворец закрыли для публики на сутки. Не в последнюю очередь это связано с тем, что инсталляция «Америка» - действующий экспонат, который был подключен к водопроводу и канализации в помещении, расположенном неподалеку от комнаты, в которой родился Уинстон Черчилль. Как заявил прессе инспектор-детектив Джесс Милн, после ограбления дворец затопило.

Золотым унитазом можно было пользоваться по прямому назначению, желающих много, поэтому каждому отводилось лишь пять минут и в туалет всегда стояла очередь. Рядом находился охранник, следящий за временем. Каждые двадцать минут специальный уборщик чистил унитаз средствами, не вредящими золоту.

Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan) - современный итальянский художник-самоучка не имеющий художественного образования, живёт в Нью-Йорке, работает в основном в жанре инсталляции. Каттелан родился 21 сентября 1960 года в Падуе, Италия. Там его воспитывали мать, уборщица и отец, водитель грузовика. Начал свою карьеру в начале 1980-х годов с проектирования и производства деревянной мебели в Форли, Италия. Творчество Маурицио Каттелана носит достаточно провокационный характер. Каттелан участвовал в Венецианских биеннале (1993, 1997, 1999 и 2002 годов), Мельбурнском международном биеннале в 1999 году и в Биеннале Уитни в Нью-Йорке в 2004 году. Считается, что инсталляция «Америка» 2016 года является знаковой для художника.

2. Инсталляция «Фонтан» Марселя Дюшана.

Инсталляция Марселя Дюшона «Фонтан», 1917 года - самый знаменитый реди-мейд в искусстве (реди-мейд, от английских слов ready – готовый и made – сделанный, – термин, обозначающий объекты нашего повседневного пользования, волей художника вырванные из привычной среды и помещенные в художественный контекст) сохранился только на фотографии знаменитого американского пикториалиста Альфреда Стиглица, сделанной перед открытием выставки Общества независимых художников в Нью-Йорке. На саму выставку «Фонтан» не допустили, и вскоре он пропал. Десятилетия спустя Дюшан выполнил несколько реплик писсуара. Последняя из них, остававшаяся в частных руках, была продана в 2002 году на Phillips de Pury в Нью-Йорке за 2,5 миллиона долларов. В рейтинге топ-5 главных произведений ХХ века, составленном в 2004 году Daily Telegraph по итогам опроса 500 самых влиятельных художников, музейщиков, арт-критиков, арт-дилеров и галеристов Великобритании, «Фонтан» занял первое место, опередив «Авиньонских девиц» Пикассо и «Диптих Мэрилин» Уорхола. И тем не менее в появлении «Фонтана» на свет до сих пор много неясного. Вплоть до авторства. В письме к сестре, опубликованном только в 1983 году, Дюшан сообщал, что писсуар, подписанный псевдонимом R. Mutt (на английском mutt - остолоп, дурак, болван), представила на выставку в качестве скульптуры «его приятельница». Было установлено и ее имя — Эльза Плётц, по третьему мужу Фрейтаг-Лорингофен, немецкая художница-дадаистка, переехавшая в США, которые объявили войну Германии буквально накануне открытия выставки Общества независимых художников. Таким образом, писсуар стал своего рода вызовом «одураченным» американцам, неспособным отличить искусство от неискусства.

Фотография, выполненная Альфредом Стиглицем, оригинальной инсталляции «Фонтан», которая не сохранилась:

Изображение с сайта artguide.com.

Марсель Дюшан (Marcel Duchamp; даты рождения и смерти: 28 июля 1887 года, Бленвиль-Кревон, Франция - 2 октября 1968 года, Нейи-сюр-Сен, Франция) - французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, и др.

Одна из поздних авторских реплик инсталляции «Фонтан»:

Фотография с сайта zen.yandex.ru.

В разделе использована информация с сайтов artguide.com и ru.wikipedia.org.

3. Инсталляции «Русский революционный фарфор» Александра Косолапова.

Сопоставление образов из различных культурных слоев, ведущее к их «снижению», то есть десакрализации, является характерным приемом в творчестве Александра Косолапова и соц-арта в целом. Борис Гройс по этому поводу замечает, что «искусство всегда манифестировало себя посредством профанации сакрального - в том числе и прежде всего тогда, когда дело шло о десакрализации образа самого искусства. По существу, ситуация не изменилась и тогда, когда искусство, как кажется, начало не столько профанировать сакральные изображения и предметы, сколько “преображать” вещи повседневного обихода и даже, выражаясь языком Бахтина, вещи, относящиеся к области “материального низа”». В серии «Русский революционный фарфор» один их главных соц-артистов объединил две ключевые авангардные традиции - западную, идущую от реди-мейдов Марселя Дюшана, и отечественную, основанную на супрематизме Казимира Малевича, - поместив на писсуары рисунки художника, созданные им для оформления фарфора.

Инсталляция «Русский революционный фарфор», 1989–1990 годы, Государственная Третьяковская галерея:

Изображение с сайта artguide.com.

Александр Семёнович Косолапов - российский художник, живописец, график, скульптор. Родился в 1043 году в Москве. Учился в Московской средней художественной школе при художественном институте им. В.И. Сурикова. С 1962 по 1968 год учился в Московском высшем художественно-промышленном училище на скульптурном факультете. В 1975 году эмигрировал в США, до своего отъезда работал в скульптурных мастерских Художественного фонда СССР. Живет и работает в Нью-Йорке.

Инсталляция «Русский революционный фарфор», 1992 год, Московский музей современного искусства:

Изображение с сайта theartnewspaper.ru.

В разделе использована информация с сайтов artguide.com и ru.wikipedia.org.

4. Инсталляция «Хранилище» («Repository») Джона Балдессари.

В 1963 году американский художник-концептуалист Джон Балдессари (John Baldessari; родился 17 июня 1931 года в Нашенал-Сити, штат Калифорния, США, умер 2 января 2020 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США), который был одним из наиболее влиятельных художников своего поколения, пионером концептуального искусства, увидел в Пасадене ретроспективу Марселя Дюшана, которая оказала на него серьезное влияние. А спустя почти четыре десятилетия создал работу «Repository» - взял обыкновенный писсуар и нанес на него надпись: «The art is a fountain» («Искусство – это фонтан»). Свое произведение художник растиражировал в нескольких экземплярах и в разных цветах. А про самого себя Балдессари сказал, что «предпочел бы пойти к источнику Дюшана, чем признать влияние Уорхола».

Инсталляция «Хранилище» («Repository»), 2002 год:

Фотография с сайта style.rbc.ru.

В разделе использована информация с сайта style.rbc.ru.

5. Инсталляция «Фонтан (Будда)» Шерри Левин.

Фраза «Хороший художник копирует, великий - ворует», авторство которой приписывается Пабло Пикассо, Игорю Стравинскому, Уильяму Фолкнеру или Стиву Джобсу, на самом деле впервые была сформулирована Томасом Элиотом в эссе «Священный лес» и относилась не к художникам, а к поэтам: «Незрелые поэты подражают, зрелые - крадут, плохие поэты уродуют то, что заимствуют, а хорошие поэты преображают в нечто более совершенное или, по крайней мере, в несколько иное». Собственно, все то, что в XX веке в искусстве получило название апроприации, было сформулировано несколькими веками раньше: и Шекспиру доставалось за присвоение сюжетов, и Мольеру, с легкой руки его биографа Жан-Леонора Ле Галлуа, сьёра де Гримаре, приписывают фразу «Я беру мое добро там, где его нахожу».

Американка Шерри Левин - один из самых знаменитых апроприаторов в искусстве ХХ века. Она переснимала прямо с печатных каталогов фотографии Уокера Эванса или Александра Родченко, разбивала на пиксели пейзажи Сезанна и вообще делала много для того, чтобы расшатать все представления о копирайтах, плагиате и контекстах, в которых существует произведение искусства. Сверкающая бронзовая реплика писсуара Дюшана - лишь один из эпизодов ее работы в этом направлении.

Инсталляция «Фонтан (Будда)» 1996 года, рядом с репликой «Фонтана» Марселя Дюшана (она - справа):

Изображение с сайта artguide.com.

В разделе использована информация с сайта artguide.com.

6. Писсуары Авдея Тер-Оганьяна.

Легендарная Галерея в Трехпрудном переулке в Москве (существовала в 1991-1993 годах), возникшая на чердаке полурасселенного дома, в котором организовали свои мастерские художники ростовского Товарищества «Искусство или смерть» и их друзья из Киева и Москвы, неоднократно обращалась к образу писсуара. Во время выставки-акции «Не фонтан» на стене галереи был установлен действующий писсуар (при этом туалет галереи был закрыт), а гостей угощали пивом, - но история умалчивает, воспользовался ли кто-либо из вернисажной публики писсуаром по прямому назначению. В приглашении на выставку художественный критик Андрей Ковалев вз(в)ывал: «Пепел Дюшана стучит в наши сердца! Коварные ренегаты пересматривают основания современного искусства. Они распинают его на гинекологическом кресле и выставляют напоказ самые интимные, самые заветные сказания Модернизма. Нет ничего святого! Вакханалия вседозволенности - вот что позволяет разгулявшимся отпрыскам соцреализма колебать священные треножники, вытаскивать святыни из Храмов и задавать якобы наивные, но по сути глубоко кощунственные вопросы. Да - теперь об этом наконец можно сказать: «Фонтан» - обыкновенный писсуар. Народная мудрость гласит: «Дети, не качайтесь на папе, он не для того повесился». Но и это напоминание пройдет мимо ушей взбесившихся псевдохудожников. Пресловутое желание расправиться с модернизмом доводит их до крайней точки — потери скромности и даже уважения к нашим дорогим женщинам. Водруженный на пьедестал «Фонтан» революционно ниспровергал вековое неравенство полов и угнетенное положение женщины в капиталистическом обществе. Теперь же наглая попытка выставить действующий писсуар снова возвращает нас к мрачным временам фаллократии и половой дискриминации. Наши доблестные феминистки! В час испытаний скажите веское слово и пресеките эти наглые и беспардонные поползновения в корне. Недаром говорил Поэт: «Если у тебя есть фонтан - заткни его, дай отдохнуть и фонтану!» Они не пройдут! Не позволим фрейдистским недохудожникам топтаться на могилах Отцов Модернизма! Что они думают - Рроза Селяви уже чихнула?»

Совместная инсталляция Константина Реунова, Авдея Тер-Оганьяна и Александра Харченко «Не фонтан» 28 ноября 1991 года на выставке-акции в галерее в Трехпрудном переулке в Москве:

Фотография с сайта teroganian.livejournal.com.

Еще одно из известных произведений Тер-Оганьяна, связанных с писсуарами – инсталляция «Некоторые вопросы реставрации произведений современного искусства». Художник сначала разбил молотком писсуар, очень похожий на дюшановский, а потом склеил, сопровождая данное действие следующей мыслью:

«Я представил ситуацию, в которой "фонтан" Дюшана - разбился. Как поступят музейные работники - склеят старый или купят новый.

Действительно - интересно, как они поступят сейчас.

Думаю - самым нелепым образом - изготовят копию.

А было-бы логично - купить и поставить новую модель.И что?»

Инсталляция «Некоторые вопросы реставрации произведений современного искусства», 13 мая 1993 года, выставка-акция в галерее в Трехпрудном переулке, Москва:

Фотография с сайта teroganian.livejournal.com.

Авдей Степанович Тер-Оганьян - российский художник, один из самых ярких представителей Московского акционизма. Родился 9 декабря 1961 года в Ростове-на-Дону. Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственного Центра современного искусства в Москве, Музея актуального искусства ART4.RU в Москве, Ростовского областного музея изобразительных искусств в Ростове-на-Дону, в целом ряде зарубежных собраний.

В разделе использована информация с сайтов artguide.com и teroganian.livejournal.com.

Все фотографии, размещенные на данном сайте, являются фотографиями работ, выполненных Группой компаний "Ярус"

Убедительная просьба соблюдать авторские права и не копировать эксклюзивные фотографии без разрешения владельца сайта либо без ссылок на сайт

ОТЗЫВЫ:

НОВОСТИ:

Новые статьи
На странице Статьи предлагаем ознакомиться со статьями "Полимерные наливные полы в аккумуляторных", "Метилметакрилатные материалы для обустройства полимерных наливных полов и температурный режим" и "Осторожно - обман! - 91" (о недобросовестной конкуренции в сфере обустройства полимерных наливных полов)...

Акция!
К Международному дню ветеринарного врача ГК "Ярус" до 10 июня 2024г предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство наливных полов в ветеринарных учреждениях...

Новые статьи
На странице Статьи нашего сайта предлагаем ознакомиться со статьями "Искусство, родом со стройки: инсталляции и скульптуры из листового стекла. Часть 3., Часть 4, Часть 5"...

Акция!
К Дню российской полиграфии ГК "Ярус" до 10 июня 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство полимерных наливных полов и бетонных полов с топпингом для предприятий и организаций, связанных с полиграфической промышленностью...

Акция!
К Международному дню культуры ГК "Ярус" до 10 июня 2024 года предоставляет индивидуальные осбоые скидки на устройство наливных полов и бетонных полов с топпингом для организаций, связанных с данным видом деятельности....


  © 2002—2023 Наливные полы ГК «Ярус»
Все права защищены
 
Адрес: 125009, г. Москва, Архангельский переулок, д. 9, офис 6
Телефоны: +7 (495) 763-79-40, 769-29-04
E-mail: gk.yarus@yandex.ru